Подведем итоги:

Открытие фестиваля

Обзор VII международного конкурса-фестиваля народного творчества «Пестрая Поляна» 3-7 августа 2016г.

Вот и закончилась Пестрая Поляна 2016. Схлынул вал откликов и фотоальбомов в интернете, выспались и отдохнули донельзя уставшие и вымотавшиеся по Яснополянским горкам финалисты и гости фестиваля, пришли в себя хозяева. Настало время подвести итоги.

Для участия во втором туре фестивапля,Тамара Санчес в Ясную Поляну съехались финалисты и гости со всех концов России. Погода, как всегда, не подвела. Стояли сухие и жаркие дни. А вот яблоки, которыми так славятся дни фестиваля, подвели. Они почти не успели созреть.

По уже сложившейся традиции, "Пестрая Поляна" началась в Ясной поляне. Первой была открыта выставка "Мастерская Тамары Санчес" в Доме Волконского. Тамара Ивановна привезла на выставку свои потрясающие костюмы, украшения и работы своих учеников. Потом финалисты отправились на экскурсию по усадьбе, которая для половины из них была первым знакомством с Ясной Поляной.

на полянкеУлыбки Перед ФестивалемЖивность
Тяжкий выбор

В это время в выставочном зале историко-архитектурного музея, предоставленного для всех остальных выставок, проводимых в рамках фестиваля "Пестрая Поляна",работали члены жюри. Работы финалистов, по уже заведенному порядку, оценивались по номерам. После экскурсии по Ясной Поляне, финалисты и гости приехали в Тулу на открытие остальных выставок и самого фестиваля.


Выставка Губайдулина
Первой открыли персональную выставку Губайдулиной Эльмиры из Санкт-Петербурга, обладателя Гран-При VI Фестиваля. Эльмира привезла свои лоскутные панно, тканные дорожки, кукол. Выставка получилась замечательной и пользовалась большим успехом на протяжении всего времени работы фестиваля. Она же, единственная изо всех выставок, осталась в Туле и будет работать до начала сентября




Зрителиобсуждения


Также были открыты еще 2 выставки: "Домотканная старина", из фондов Карпогорского дома народного творчества, на котором были представлены 23 куклы Пашковой, одетые в традиционные народные костюмы Архангельской области, старинные этнографические северные костюмы, предметы одежды и головные уборы. Открыла выставку Белькова Ирина Владимировна, сотрудник дома народного творчества.

Еще одна, в некотором роде уникальная выставка, это 50 лоскутных аппликаций Светланы Дмитриевны Кедриной из города Москвы. Аппликации выполнены вручную из сукна, хлопчатобумажных и плательных тканей, декорированы различными ручными же швами.

Выстывка КедринаКрасота

Здесь же состоялось открыти самого VII Международного конкурса фестиваля "Пестрая Поляна" в залах с работами финалистов. Предварило открытие 15-минутное голосование за приз зрительских симпатий, проводимое по номерам под работами. После окончания голосования, гости фестиваля сами сняли номера закрывающие этикетки с именами финалистав и фестиваль был открыт.

Пестрая Поляна 2016

И последняя выставка, открытая в этот день в рамках Фестиваля - это выставка старинных вышитых полотенец из Фондов Орловского и Тульского художественных музеев, Крапивинского краеведческого музея и частного коллекционера из Тулы Александра Бакулина. На выставке были представлены совершенно уникальные, редкие старинные полотенца, так называемый "Орловский Спис"

Выставка открылась в селе Крапивна, расположенном в Щекинском районе, бывшем уездном городе, в Крапивенском краеведческом музее, являющемся одним из филиалов музея Ясная Поляна. Крапивна - потрясающее старинное село, с сохранившимися старинными домами, храмами и очень красивой природой. Многие из финалистов и гостей Фестиваля просили включить развернутую подробную экскурсию по Крапивне в работу следующего фестиваля.

Колчина

Выставка «Магия рушника»


Выставка проходила в рамках VII Международного фестиваля-конкурса народного творчества «Пестрая Поляна».
На выставке представлены более 150 рушников из фондов Орловского музея изобразительных искусств, Тульского областного художественного музея, филиала ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», Крапивенского музея, отдела Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», частных собраний коллекционера Александра Бакулина и народного мастер РФ Екатерины Зерновой, автора проекта "Традиционное тульское ткачество".
Самые ранние по времени создания экспонаты дошли до нас от второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Посещение выставки «Магия рушника» - это уникальная возможность увидеть многочисленные экспонаты, объединяющие историю вышивки двух смежных губерний центральной России – Тульской и Орловской. Завораживающая магия удивительного «орловского списа» и цветная перевить Тульской губернии, сакральные значения странных узоров – всё это вы узнаете, посетив выставку.
Красной нитью через всю экспозицию проходит представление о том, что орнамент в народном искусстве несет в себе следы древних знаков – символов, призванных в творческом сознании народных мастериц – носителей традиций – следовать образам счастья, благополучия, достатка, добрых пожеланий, что закодировано в геометрических и растительных формах - вечных жизнеутверждающих символах добра – древо жизни, птица счастья, животворящее солнце.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица -- символизировала приход весны.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка.
Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок. Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент. Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, «косичка», «козлик», крест, счетная гладь, мережки.
Одним из важных предметов домашнего обихода, украшавшимся вышивкой, были рушники. Рушники вышивали еще наши давние предки. Это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное. Созданный по законам искусства, рушник не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Можно сказать, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. Издавна самое главное предназначение рушника было обереговым. Он также был важнейшим компонентом интерьера (им украшали углы, окна, двери). Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом.
Множество традиций и обрядов сделало использование рушника очень разнообразным. При рождении ребенка (обряд родин) мать с новорожденным младенцем чествовали рушником с особо насыщенными обереговыми атрибутами, которые должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед злыми силами младенцу и матери. Рушник, на котором несли крестить ребенка, вышивала крестная мать. Причем применение темных ниток (черных) было запрещено, так как, по традиции, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую судьбу. Одними из самых важных обрядов были обряды сватовства и свадьбы.
Атрибутами сватовства и знаком согласия девушки на замужество были рушники, повязанные сватам, или хлеб, поднесенный сватам на рушниках. Рушники, которыми украшались иконы, были разными для невесты и жениха, т. е. вышивали мужской рушник и женский.
Самым главным в доме являлся рушник «божник». Им украшались иконы, находившиеся в углу. Такие рушники представляли собой длинные домотканые холсты, украшенные вдоль одной стороны или на углах и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. На нем обязательно вышивались две начальные буквы — И.С. (Иисус Христос) или Б.М. (Богородица Мать), причем такой рушник вышивался с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы.
«Визитные» рушники вешали в горнице. Хозяйки старались, чтобы не только лицевая, но и изнаночная сторона были безупречными.
«Хлебник» — рушник, на который клали хлеб. Положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом. Если после трапезы на «хлебнике» оставались крошки, их не выбрасывали.
Выставка проходила до 5 сентября 2016 года.
Статья перепечатана с сайта Крапивинского краеведческого музея http://www.krapivna.org/muzey/vystavki/arhiv_vystavok/vystavka_magiya_rushnika/


И закончился первый самый долгий и насыщенный день Фестиваля в Ясной Поляне, на территории гостиннницы, дружесским фуршетом, на котором финалисты и гости могли познакомиться друг с другом и обменяться впечатлениями.


5 августа


Мастера, приезжающие на наш фестиваль не в первый раз, знают, что "Пестрая Поляна" - особый Фестиваль, полностью базирующийся на народной традиции. Но это еще и фестиваль труженник, Фестиваль на котором приходится работать и на котором можно многое узнать и многому научиться. Программа его была плотно заполнена лекциями и мастер - классами, которые и являются его основной частью. Все лекции и мастер - классы, заявленные на фестивале, проводились бесплатно и проходили в нашем Яснополянском Доме Культуры с 10 утра и до 20 часов вечера.





Открывала работу фестиваля лекция зав.отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья РЭМа Колчиной Е.В. "Этноджинс; все оттенки индиго. К вопросу о концепции выставочного проэкта Российского Этнографического музея." Открывала потому, что тема ее полностью соответствовала одной из номинаций фестиваля:"Все оттенки синего".

Колчина

Лекция «Этноджинс: все оттенки индиго» к вопросу о концепции выставочного проекта Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)


Выставочный проект «Этноджинс»: все оттенки индиго» является новаторским в плане презентации текстильного собрания Российского этнографического музея (РЭМ). Содержательная составляющая затрагивает материаловедческий аспект бытования предмета в традиционной культуре народов Евразии. Базовый проект был создан и демонстрировался в РЭМ в 2009 г. В 2014 г. выставка экспонировалась в ГБУК Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск), в 2015 г. – в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы». Основной информационный посыл выставки заключается в том, что в текстильном собрании Российского этнографического музея выделяется группа памятников традиционной культуры, цвет и фактура которых определяет их сходство с современными джинсовыми изделиями. Разнообразные детали костюма, аксессуары, элементы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств, что позволяет сделать вывод – задолго до появления легендарных джинсов одежда цвета, ставшего культовым, присутствовала в гардеробе представителей разных культур.
Время бытования большинства демонстрируемых на выставке экспонатов (сер. XIX-нач. XX вв.) совпадает с периодом появления первых джинсов. В рамках лекции затрагивались вопросы, касающиеся истории появления, распространения и собственного производства красителя индиго в России. Слушателям был представлен видеоряд, характеризующий различные этнические и региональные традиции бытования изделий синего цвета в культуре народов Евразии.
Колчина


Продолжил тему традиций мастер-класс "Курак", члена союза дизайнеров Губайдулиной Э.Ш, г. Санкт-Петербург, обладателя Гран-При "Пестрой Поляны" 2014 года. Эльмира показала как шьется один из традиционных лоскутных блоков и все желающие под ее руководством, смогли сшить на руках маленький образец.

Колчина

Ковры Кыргызстана: курак


Курак – это название, которое дается различным типам изделий сделанным из лоскутков,– сшитых вместе. Название произошло от слова «кура», которое означает «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» и относится как к готовым продуктам, так и к методу их производства. Этот вид ручной работы можно встретить по всей Средней Азии. Он также практиковался по всему Кыргызстану, но в особенности на юге. Это хороший способ «сделать что-то из ничего». Изделия сделанные из различных лоскутков, могут быть головными уборами, детской одеждой, покрывалами и одеялами для колыбелей, свадебными занавесками, матрасами, подушками, покрывалами на седла, сумками, одеялами и коврами. Изделиям из лоскутков часто приписывали магические характеристики – приносить удачу и благосостояние – защищать от злых духов и существуют даже специальные ритуалы, связанные с этим. Например, курк койнок – рубашка для новорожденного ребенка, которую ему надевают, когда ему исполняется 40 дней. Рубашку, нужно будет сшить из 40 кусочков материй собранных его матерью от хозяев соседних юрт. Большое количество изделий из лоскутков, предусматривалось как приданное для девушки. Тканевые клочки собираются на различных семейных мероприятиях. Черные и белые хлопковые лоскутки считались особенно ценными. Другие цвета также использовались – в особенности красный – но точная комбинация зависит от доступных запасов таких клочков. Курак, также дает широкие возможности для самовыражения, хотя большинство изделий имеют схожие геометрические формы, пропорции и симметрию, использование разных цветов и запутанных фигур, предоставляют каждой мастерице, возможность продемонстрировать свои уникальные способности. Есть две основные формы изделий из лоскутков – первая делается из квадратных и треугольных кусков, а вторая из длинных полосок различного цвета. Существует много примеров стандартного узора, с таким именем как бото коз – «верблюжий глаз», турна-курак – «журавль», тумарча – «амулет» и жылдыз – «звезда». Хотя самым популярным узором среди всех, был черный треугольник на белом фоне. Довольно часто вместе, в одном изделии могут встретиться, лоскутная работа, вышивка и даже вязание. Корпеше двусторонний из велюра и льна с курак элементами (лоскутное шитье), простеганное вручную. Многие предметы: курак корпе - одеяло, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеяло для пеленания ребенка.


шьем курак

Потом эстафету приняла старший научный сотрудник отдела Русской этнографии Росийсского Этнографического музея, кандидат филолагических наук, Мадлевская Е.Л. с лекцией "Русские куклы". На лекции Елена Львовна рассказала о коллекции старинных кукол, хранящихся в фондах музея и показывала слайд-шоу, зарание попросив спрятать фотоаппараты.



Следующий мастер-класс продолжил тему кукол-закруток. Народный мастер России, член союза художников, Галина Михайловна Баландина, приехавшая из г. Карпогоры Архангельской обл. рассказала и показала как сшить куклу "Саньку", переданную ей бабушкой.

куклы закрутки Мастерицы слушаем внимательно
Костюмы повожья и приуралья

И опять Колчина Елена Викторовна с лекцией "Традиционный костюм народов Поволжья и Приуралья" , и опять с демонстрацией слайд-шоу из фондов РЭМа. Лекция пролетела на одном дыхании и закончилась аплодисментами благодарных слушателей.

Колчина

Лекция «Традиционный костюм народов Поволжья и Приуралья»


Поволжье и Приуралье – историко-этнографическая область, находящаяся географически на стыке Европы и Азии. Эта территория всегда была областью многочисленных этнических контактов, происходивших вследствие особого географического расположения – на границе двух миров, кочевнического и оседлого земледельческого. Коми-зыряне живут в бассейне рек, впадающих в Северный ледовитый океан (Вычегды, Печоры, Мезени), коми-пермяки – в верхнем и среднем течении р.Камы. Основные группы удмуртов населяют междуречье Камы и Вятки. На берегах Средней Волги и Нижней Камы, среди смешанных лесов, чередующихся с лугами и земледельческими угодьями, проживали предки современных финно-угорских и тюркских народов: мордвы, марийцев, чувашей, татар; от южных отрогов Урала до зауральских степей – башкир. В низовьях Волги проживают монголоязычные калмыки – часть ойратов, которые переселилась в эти края в XVI—XVII вв. Основными занятиями большинства народов Поволжья и Приуралья были земледелие и скотоводство, у некоторых групп башкир – кочевое скотоводство. В культуре коренного населения этих мест прослеживаются черты, сближающие его представителей как с народами Средней и Центральной Азии, так и Сибири (Приобья и Алтая). Специфика каждого этноса нашла своё отражение, в том числе и в традиционном костюме. В рамках лекции демонстрировался видеоряд, отражающий традиционные костюмные комплексы народов региона (экспонаты XIX - нач. XX вв. из фондов Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)), а также современные интерпретации народного костюма. Колчина


А после этого настало время душевного и познавательного общения за круглым столом - открытие персональной выставки и потрясающего рассказа о мастерах, традициях и творчестве "Времен связующая нить" талантливой ткачихи, кропотливой собирательницы и продолжательницы традиций северного ткачества, Баландиной Галины Михайловны. После этого круглого стола, Галина была названа подарком Фестиваля его участниками.

Баландина Галина Коврик Ткачество тканное полотенце

6 августа


Второй день плотной и напряженной работы Фестиваля открыла лекция Мадлевской Елены "Русский народный костюм : одежда для людей и кукол". Очень интересная и познавательная лекция для участниц Фестиваля, одной из номинаций которого была "Текстильная кукла в костюме народов России". Мастера внимательно слушали и смотрели лекцию, с болью выключив телефоны и спрятав фотоаппараты.

Короткова Марина

А после лекции, многие из участников смогли сами сделать куклу из лыка под руководством народного мастера России, финалиста Фестиваля, Коротковой Марины Юрьевны из Москвы.



Якимова АннаСледующий мастер-класс ждали многие и насколько мне известно, некоторые приехали специально на него. Это "Шитье из кромок" Якимовой Анны Сергеевны из г. Киров, также являющейся неоднократным лауреуатом "Пестрой Поляны", а в этом году занявшей II место в номинации "Круглый коврик из уголков". Двухчасовой мастер - класс пролетел очень быстро и если бы не плотный график, Анну еще долго не отпустили бы, задавая ей многочисленные вопросы и с восторгом расматривая и фотографируя ее работы. Но ... надо идти на следующий мастер - класс. Шитье из кромок


Серегина ВалентинаА о нем мне хочется рассказать особо. Мастер - класс "Текстильное брошь "Яблоко" провела сотрудница нашего музея Серегина Валентина Алексеевна. Ее брошь заинтересовала участвующих в мастер-классе участников Фестиваля и получила высокую оценку. Валентина очень талантливый мастер, одинаково легко и на очень высоком уровне, создающая как сувениры, так и сложнейшие костюмы, требующиеся для проведения музейных мероприятий. В сувениры, изготавливаемые ею, входят как куклы закрутки, предметы иттерьера, так и лоскутные изделия - панно, одеяла, покрывала. Именно работа Валентины-панно "Пестрая Поляна", является уже много лет эмблемой фестиваля, присутствует на наших афишах, каталогах и с почетом висит в нашем выставочном зале, радуя и изумляя его посетителей. Очень надеюсь, что Валентина порадует нас мастер-классами и на следующей "Пестрой Поляне".

Пока участницы Фестиваля осаждали Валентину вопросами и с интересом рассматривали ее работы, зарание записавшиеся на блиц-конкурс "Ляпочиха" участницы, заняли места за столами и принялись за работу. Три с половиной часа промчались как 10 минут. Из семи участниц к финалу пришли шестеро. Работы получились очень интересными. Первое место заняла Аня Якимова, победив в острой борьбе Татьяну Новикову. Интересно, что в номинации "Круглый коврик", Новикова обошла Якимову, заняв 1 место.


7 августа


Последний день работы Фестиваля начался с мастер - класса "Кругляши. Традиционная ушковая техника. Шитье уголками.", который провела Снеговская А.Я.

Снеговская Снеговская обучение

Великолепный мастер, чьи работы неоднократно становились лауреатыми на многих известных Фестивалях и с большим успехом участвовали во множестве Российских и зарубежных выставок, Алла Яковлевна блестяще провела свой мастер-класс. На него собралось такое количество желающих, что они с трудом поместились в холле 3 этажа 1 корпуса гостинницы.




Пестрая поляна Закрытие фестиваля

Закрытие фестиваля проходило на территории музея "Ясная Поляна", на лугу недалеко от Кучерской избы Погода, как обычно, не подвела. Жара стояла под 40. Участники и гости Фестиваля старались спрятатся от жалящих лучей солнца в тени кузни и столярки, под деревьями, а кто и под лопушком. Но на церемонию награждения все подтянулись и дружно хлопали лауреатам, выходившим на сцену для получения дипломов и призов.

А потом был разбор полетов, на котором жюри, в том числе и я, разбирали работы прошедших в финал и не прошедших, объяснения в чем не дотянули или чего не учли мастера, когда их шили. Участники фестиваля высказывали свои пожелания, которые мы обязательно постараемся учесть во время проведения следующей "Пестрой Поляны"

распрожажа

Было решено перенести фестиваль на нечетные годы, это было необходимо сделать из-за обстоятельств, связанных со строительством на территори музея. Поэтому "Пестрая поляна VIII-будет проводится через три года, в 2019 году. Номинации следующего фестиваля, после согласования и доработки, я обязательно напечатаю в ближайшее время.

Продолжение Следует....



Пестрая Поляна



Нажмите на фото для увеличения

С Вами на Поляне работали...

Инна Красова
Инна Красова
Татьяна Ашурова
Татьяна Ашурова
Валентина Хорькова
Валентина Хорькова
Евгений Попов
Евгений Попов
Юлия Белозерова
Юлия Белазерова
Корабельникова
Марина Корабельникова
Лоскуток к лоскутку 2015 | Тула
Ясная поляна |Инна Красова


Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора и прямой ссылки на www.иннакрасова.рф
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru